Высшие народные школы, Народные университеты. Нормативные документы

ПОЛОЖЕНИЕ
о Высших народных школах и народных университетах для пенсионеров Иркутской области

Утверждено Президиумом
областного Совета ветеранов
«31» марта 2015 г.

1. Общие положения

      Данное положение утверждается Президиумом областного Совета ветеранов в соответствии с «концепцией создания системы непрерывного образования пенсионеров Иркутской области в рамках модели Высшей народной школы», утвержденной в январе 2011 года, опытом, накопленном областной ветеранской организацией в 2011-2014 гг. по реализации концепции, зарубежным и российским опытом функционирования Высших народных школ и народных университетов.
      Высшие народные школы (ВНШ) и народные университеты (НУ) являются комплексными эффективными средствами формирования гражданского общества, организации образования взрослых, повышения качества жизни людей пожилого возраста. Народные университеты в Иркутской области являются более высокой организационной формой образования пенсионеров, данный статус присваивается ВНШ территориальных и отраслевых ветеранских организаций в соответствии с разделом 9 настоящего Положения. Создание и развитие сети Высших народных школ и народных университетов до необходимых и достаточных параметров - это крупномасштабный проект Иркутской областной ветеранской организации, целью которого является создание системы непрерывного образования пенсионеров.
      Сеть ВНШ формируется на базе ветеранских организаций, учреждений и организаций социальной сферы, других заинтересованных ведомств, инициатив- ной стороной являются Советы ветеранов.
      Содержанием, тематикой работы школ являются многообразные вопросы, вызывающие интерес у пенсионеров, и способствующие всестороннему развитию личности. Организация работы ВНШ учитывает преимущества неформального образования, гибкость во всех аспектах деятельности, волонтерские начала в работе организаторов, добровольность обучения и бесплатность занятий для обучающихся.
      Работа ВНШ предполагает самостоятельность, инициативу и творческий подход Советов ветеранов и их социальных партнеров, опора на российский и зарубежный опыт по данному направлению деятельности.
      Ветеранские организации области, организуя деятельность Высших народных школ и народных университетов, могут руководствоваться настоящим положением, либо взяв его за основу, вносить в него дополнения и изменения, либо разрабатывать собственные, сохраняя основные идеи данного документа.

2. Система непрерывного образования пенсионеров

      Непрерывное образование, эффективная работа Высших народных школ, зависит от того, насколько оно отвечает требованиям системного подхода. Системный подход предполагает для достижения целостности и полноты процесса: определение составных частей (компонентов), обеспечение их взаимосвязи, работу по воссозданию недостающих компонентов системы.
      Система непрерывного образования пенсионеров в Высших народных школах включает в себя следующие компоненты (составные части):
- Цели, задачи, основополагающие идеи;
- Сеть, структура Высших народных школ;
- Образовательный процесс;
- Организаторов образовательной деятельности и обучающихся;
- Ресурсное обеспечение;
- Руководство (управление) школами и университетами, научно-методическое сопровождение, информаци- онное обеспечение;
- Народные университеты.
      Компоненты системы включают в свою очередь подсистемы, детализирующие содержание составных частей.

3. Цели, задачи, основополагающие идеи

      Целями Высших народных школ являются:
- повышение качество жизни людей пожилого возраста;
- создание системы непрерывного образования пенсионеров.

      Задачи Высших народных школ:
- удовлетворение индивидуальных потребностей по повышению интеллектуаль- ного, общекультурного и образовательного уровня пенсионеров;
- развитие творческой, общественной, познавательной активности;
- преодоление одиночества, реализация возможности общения;
- укрепление здоровья и социального оптимизма, содействие активному долголетию;
- совершенствование обучения ветеранского актива, в том числе по практике работы Высших народных школ.

      Основополагающие идеи:
- использование модели Высшей народной школы, её главного достоинства - гибкости по формам образовательных структур, образовательных программ, проведения занятий, составу обучающихся, периодичности проведения занятий;
- «социальное партнерство», сотрудничество с органами государственной власти и местного самоуправления, органами, учреждениями и организациями социальной сферы и других заинтересованных ведомств по организации работы с ветеранами и пенсионерами, в том числе по развитию сети Высших народных школ на основе «договоров социального партнерства»;
- создание системы непрерывного образования – целенаправленная и поэтапно - последовательная деятельность Советов ветеранов по развитию сети ВНШ до достаточных размеров, способных удовлетворить разнообразные образовательные потребности пенсионеров в течение текущего учебного года и последующих лет, иметь возможность выбора изучаемых тем и постоянного (непрерывного) пополнения своих знаний и навыков в соответствии с их интересами и запросами.

4. Сеть, структура Высших народных школ

      Сеть Высших народных школ четырехуровневая:
      - ВНШ первичных ветеранских организаций (ПВО) и учреждений социальной сферы. Они создаются Советами ветеранов этих организаций, а также органами и учреждениями социальной сферы и других заинтересованных ведомств. Условиями их создания являются: желание пенсионеров обучаться в той или иной форме, готовность Совета ветеранов и учреждений социальной сферы проводить эту работу, наличие условий для проведения занятий и организаторов. Вхождение ВНШ учреждений социальной сферы осуществляется на основе устной или письменной договоренности с Советом ветеранов. В составе ВНШ этого уровня могут работать одна или несколько образовательных структур(ветеранских объединений);
        - ВНШ городских, районных, окружных ветеранских организаций. Они представляют собой совокупность ВНШ первичных ветеранских организаций, образовательных структур, работающих при горрайсоветах ветеранов, в том числе и «Школы ветеранского актива», а также ВНШ и образовательные структуры, работающие с пенсионерами при домах и дворцах культуры, библиотеках, физкультурных, спортивных, образовательных, лечебно-профилактических, социаль-ной защиты и других организациях и учреждениях социальной сферы и других ведомств (при условии их согласия вхождения в состав городских, районных ВНШ) При Советах ветеранов создаются советы по ВНШ, методические советы или другие координирующие органы. При ВНШ этого уровня могут создаваться отделения или факультеты по основным направлениям работающих образовательных программ;
        - ВНШ областных отраслевых ветеранских организаций и других социально ориентированных организаций, не входящих в состав областной ветеранской организации. Вхождение ВНШ этой группы организаций и учреждений осуществляется на основе устной или письменной договоренности с областным Советом ветеранов;
        - ВНШ областной ветеранской организации включает ВНШ городских, районных, окружных, областных отраслевых ветеранских организаций, обра- зовательных структур областного Совета ветеранов, а также образовательных структур областных социальных учреждений, других социально ориентированных организаций, не входящих в состав областной ветеранской организации, работающих с пенсионерами и давших согласие на вхождение в состав областной ВНШ.
        В структуру Высших народных школ входят ветеранские объединения (образовательные структуры), которые существуют в самых разнообразных формах: в виде школ, центров, кружков, семинаров, творческих объединений, клубов по интересам, коллективов самодеятельного художественного творчества, лекториев, творческих групп и коллективов, групп здоровья, секций и других организационных форм, которые советы ветеранов и сами пенсионеры сочтут приемлемыми. Образовательные структуры предназначены в основном для работы с ветеранами и пенсионерами, однако, учитывая воспитательную функцию ветеранских организации по патриотическому воспитанию, они могут включать людей разного возраста. По решению Советов ветеранов в систему ВНШ могут включены патриотические клубы, школы мужества, поисковые отряды, краеведческие кружки и секции для молодежи, в руководстве и работе которых принимают участие люди старшего поколения.

5. Образовательный процесс

      Учебный год. Системность обучения в Высших народных школах реализуется в рамках не календарного, а учебного года. Учебный год проходит с октября по май (включительно). Периодичность проведения занятий, количество учебных часов, затрачиваемых на обучение в течение учебного года определяются организаторами ВНШ по согласованию с обучающимися.
      Образовательные программы (тематика изучаемых вопросов) формируется из интересов и потребностей пенсионеров и не имеет каких-либо ограничений. Это: гуманитарные и познавательные темы (история, политика, общество, педагогика и психология, культура, флора и фауна, экология, космос и т.д.); темы связанные со здоровьем и долголетием (профилактика и лечение заболеваний, медикаментозные и нетрадиционные методы лечения, физкультурно-оздоровительные методики); правовые (законодательство РФ и Иркутской области о ветеранах и пенсионерах); изучение иностранных языков; основы компьютерной грамотности; садоводство, огород-ничество, цветоводство, ландшафтный дизайн; народные ремесла, рукоделие бисероплете- ние, кулинария; художественное народное творчество; содержание и практика работы ветеранских организаций и Высших народных школ. Приведенная тематика образовательных программ не ограничивается обозначенными выше темами, а может быть значительно расширена. Образовательные программы могут рассчитываться на один год, два, три или большее количество лет в зависимости от сложности и объемности изучаемых тем для конкретного контингента обучающихся. Образовательные программы могут существовать достаточно длительное время, меняться будет лишь контингент обучающихся.
      Учебные планы и программы. Они конкретизируют образовательные программы по перечню изучаемых тем, количеству часов, отведенных на усвоение той или иной темы. Если образова-тельная программа реализуется более 1 года, то полный перечень изучаемых тем с указанием часов, затраченных на их изучение, именуется учебной программой, перечень тем с указанием часов в течение учебного года именуется учебным планом. Порядок рассмотрения, либо утверждения учебных планов и программ определяют Советы ветеранов и организаторы ВНШ.
      Формы учебной деятельности могут быть разнообразными: лекции, беседы, семинары, занятия, практические занятия, заседания клуба, творческие встречи, репетиции, тренинги и другие. В образовательных программах, связанных с получением знаний, преимущественно должны присутст-вовать лекционно-семинарские формы. В образовательных программах, целью которых является приобретение навыков, главенствующей формой учебной деятельности являются практические занятия.

6. Организаторы образовательной деятельности и обучающиеся

      Организаторы образовательной деятельности делятся на две категории.
      К первой категории относятся ветеранский актив, представители органов и учреждений социальной сферы, и других ведомств которые непосредственно занимаются вопросами работы ВНШ: расширение сети школ в первичных ветеранских и других организациях, оказание им всесто-ронней помощи, обучение актива, обобщение, пропаганда и распространение опыта работы, сбор информации, методическая поддержка, выработка рекомендаций и других аспектов деятельности народных школ, а также члены советов, иных руководящих и методических органов ВНШ.
      Ко второй категории относятся руководители образовательного процесса - руководители образовательных структур, преподаватели, лекторы и т.д. Ими могут быть сами пенсионеры и привлеченные из других организаций люди.

Обучающиеся, (слушатели, члены образовательных структур, участники)

      Обучающиеся имеют право:
- участвовать на безвозмездной основе в любой образовательной программе и образовательной структуре;
- вносить организаторам замечания и предложения по тематике и организации обучения;
- участвовать в работе органов ВНШ и преподавательской деятельности;
- привлекать новых членов и популяризовать идеи ВНШ;
- принимать участие в работе ВНШ;
-оказывать организаторам посильную помощь в организации образовательного процесса.
      Организаторы и обучающиеся вправе именоваться другими названиями по своему усмотрению. Обучающимися в большинстве являются ветераны и пенси- онеры, хотя в составе образовательных структур могут быть люди разных возрастов.
        По завершению учебного года или образовательной программы обучающимся в ВНШ могут быть выданы удостоверения, свидетельства, сертификаты или иные документы, формы которых утвердят организаторы и руководители ВНШ первого и второго уровня.

7. Ресурсное обеспечение

      Имущественные ресурсы. Ими могут быть (по договорённости) учебные классы школ, аудитории колледжей, помещения клубов, библиотек, спортивных залов, компьютерных классов и других объек- тов социальной сферы и других организаций, а также представленные ими технические и другие материальные средства обучения и занятий.
      Информационные ресурсы. Таковыми ресурсами выступают (по догово- рённости) средства массовой информации (радио, телевидение, газеты, журналы), Интернет, также газеты, бюллетени, информационные материалы собственного производства.
      Финансовые ресурсы. Формируются из средств субсидий областного бюджета, выделяемых в рамках реализации  областного закона «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций», областных долгосрочных целевых программ, а также муниципальных программ поддержки ветеранского движения, из добровольных пожертвований юридических и физических лиц и других источников.

8.Управление (руководство) школами и университетами, научно-методическое сопровождение, информационное обеспечение

      Управление школами первого уровня осуществляют советы ветеранов первичных ветеранских организаций и уполномоченные руководителями учреждений социальной сферы лица или органы. При необходимости при школах этого уровня могут создаваться Советы самоуправления и попечи-тельские Советы.
      Руководство школами территориального отраслевого звена осуществляют соответствующие Советы ветеранов, постоянно действующие комиссии, советы по ВНШ или другие координирующие органы, руководители отделений и факультетов, методические советы.
      Руководителями ВНШ областного уровня являются Президиум областного Совета ветеранов (ОСВ), заместитель председателя ОСВ, постоянно действующая комиссия по образованию ОСВ.
      Методическую работу в территориальных и отраслевых ветеранских органи-зациях осуществляют методические советы, органы координирующие работу ВНШ, постоянно действующие комиссии Советов.
      Научно–методическое сопровождение в масштабе области обеспечивают научно-методический совет ОСВ, постоянно действующие комиссии ОСВ, связанные с тематикой ВНШ, кафедра социаль- ной педагогики и психологии Педагогического института Иркутского государственного университета.
      Организаторы образовательной деятельности проводят изучение, обобщение и распростра- нение положительного опыта, выработку методических рекомендаций, проведение семинаров, научно-методических конференций, круглых столов по проблемам ВНШ, подготовку и распростра- нение бюллетеней, печатных материалов и сборников, видеопрезентаций и видеофильмов, DVD–сборников, освещение тематики ВНШ в СМИ (газеты, радио, телевидение).
      Информационное обеспечение ВНШ первого уровня предполагает наличие в них списков образовательных структур, списков обучающихся, учебных планов и программ, статистической информации в динамике.
      В территориальных и отраслевых Советах ветеранов предпочтительно иметь списки ВНШ первого уровня с указанием их руководителей и числа занятых пенсионеров, списков образова-тельных структур (ветеранских объединений) по отделениям с указанием их руководителей и числа занятых пенсионеров, стати-стической информации в динамике, учебные планы «Школ ветеранского актива».
      В областном Совете ветеранов в информационную базу входят списки ВНШ территориальных и отраслевых Советах ветеранов, статистическая информация в динамике, учебные планы «Област- ной школы ветеранского актива», материалы образовательных структур ВНШ областного Совета ветеранов, библиотеку материалов по опыту работы ВНШ области. Статистические данные по сети и структуре ВНШ территориальные и отраслевые Советы представляют в областной Совет 2 раза в году – на начало и конец учебного года.

9. Народные университеты

      Народные университеты в Иркутской области являются более высокой организационной формой образования, наиболее приближающийся к реализации идеи непрерывного образования пенсионе- ров. Данный статус на основе заявки присваивается наиболее успешным ВНШ территориальных и отраслевых ветеранских организаций Президиумом областного Совета ветеранов на основе утвер- жденных им критериев эффективности. Народным университетам выдается свидетельство, отделе- ния преобразуются в факультеты, руководители ВНШ второго и третьего уровней переимено- вываются в ректоров, остальные наименования системы и организационный механизм остаются прежними, обусловленными настоящим положением.
      Народные университеты являются базовыми по одному из направлений работы. При возмож-ности, областной Совет ветеранов предусматривает дополнительное стимулирование и поощрение народных университетов.
      Народные университеты наиболее полно используют опыт работы «Народных университетов», «Университетов третьего возраста», «Университетов сеньоров» региональных организаций общест- ва «Знание» субъектов Российской Федерации.

 

Постановление
Президиума Совета Иркутской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов

от 26 декабря 2016 г
«Об утверждении критериев эффективности работы Высших народных школ, необходимых для присвоения звания  «Народный университет»

      В соответствии с «Положением о Высших народных школах и народных университетах для пенсионеров Иркутской области», утверждённым Президиумом Совета Иркутской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохрани-тельных органов15 марта 2015 г. Президиум Совета Иркутской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Критерии эффективности работы Высших народных школ, необходимых для присвоения звания  «Народный университет» утвердить (прилагаются)

      2. Установить, что присвоение звания «Народный университет» будет осуществляться, как правило один раз в год в четвёртом квартале,  по представлению (заявке) территориальных и отраслевых Советов ветеранов, а также по итогам областных смотров – конкурсов,  оргкомитетом по проведению конкурса или комиссией по образованию пенсионеров Совета   Иркутской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.

      3. Решение о присвоения звания принимает Президиум Совета   Иркутской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и право-охранительных органов. Высшим народным школам, которым присвоено  звание «Народный универ-ситет» выдаётся соответствующее свидетельство.

      4. Комиссии по образованию пенсионеров    Совета   Иркутской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов  (руководитель Головченко Г.Е.) довести данное постановление до территориальных
и отраслевых Советов ветеранов в январе  2017 г.

      Председатель Совета Иркутской
областной   общественной организации
ветеранов (пенсионеров) войны, труда,
Вооруженных Сил и правоохранительных органов                                                      В.В. Игнатов

 

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
работы Высших народных школ(ВНШ), необходимых для присвоения звания 
«НАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

      Народные университеты в Иркутской области являются  более высокой организационной формой образования, наиболее приближающейся к реализации идеи непрерывного образования пенсионеров. Данный статус на основе заявки  или по итогам областных смотров – конкурсов присваивается наиболее успешным ВНШ  1, 2 и 3 уровней (первичных ветеранских организаций (ПВО) и учреждений социальной сферы, территориальных и отраслевых ветеранских организаций) Президиумом областного Совета ветеранов на основе утвержденных  критериев эффективности. Народным университетам выдается свидетельство, их отделения могут преобразовываться в факультеты, а руководители ВНШ 2 и 3 уровня  могут утверждаться ректорами.Остальные наименования системы и организационный механизм остаются прежними, соответствующим настоящему положению. Народные университеты являются базовыми для обучения ветеранского  актива по одному из направлений работы.

Критерии эффективности для ВНШ 1 уровня

Работающих на базе первичных ветеранских организаций (ПВО):

- деятельность в режиме ВНШ не менее 5 лет;
- наличие не менее 3 ветеранских объединений (образовательных структур);
- устойчивая тенденция роста структуры школы и численности обучающихся в ней пенсионеров;
- обучение в школе не менее 20-25% пенсионеров, стоящих на учете в ПВО;
- не менее 50% руководителей  образовательных структур, преподавателей, лекторов должны быть из данной ПВО;
- наличие положительного опыта работы ВНШ, оформленного текстовым материалом в электронном виде, презентацией, видеофильмом;
- наличие базового направления работы для обучения ветеранского актива в городской, районной ВНШ;
- победа  в областных и территориальных смотрах-конкурсах, наличие наград и благодарностей;
- освещение работы ВНШ в средствах массовой информации (СМИ);
- более высоко оцениваются те ВНШ, в которых  обучаются представители других ПВО.

Работающих на базе учреждений социальной сферы:

- деятельность в режиме ВНШ не менее 5 лет;
- наличие не менее 3 образовательных структур;
- устойчивая тенденция роста структуры школы и численности обучающихся в ней пенсионеров;
- обучение в школе не менее 100 пенсионеров.;
- финансирование за счёт бюджета учреждения или регионального органа управления соответству- ющей социальной сферы;
- не менее 50% руководителей  образовательных структур, преподавателей, лекторов должны быть из данного учреждения социальной сферы;
- наличие положительного опыта работы ВНШ, оформленного текстовым материалом в электронном виде,  презентацией, видеофильмом;
- наличие базового направления работы для обучения ветеранского и другого актива вгородской, районной  ВНШ;
- победа в областных и территориальных смотрах-конкурсах, наличие наград и благодарностей;
- освещение работы ВНШ в средствах массовой информации (СМИ)

Критерии эффективности для ВНШ 2 уровня
(городских, районных, окружных ветеранских организаций)

- деятельность в режиме ВНШ не менее 5 лет;
- устойчивая тенденция роста структуры школы и численности обучающихся в ней пенсионеров;
- наличие ВНШ не менее чем в 50% первичных ветеранских организаций, в учреждениях социальной сферы;
- наличие «Школы ветеранского актива» в составе территориальных ВНШ;
- наличие ВНШ непосредственно при территориальном Совете ветеранов;
-наличие руководителя школы, органа руководства территориальной школой (совет, комиссия);
-подготовка вопросов для рассмотрения  деятельности ВНШ на пленумах, заседаниях Президиума, совета или комиссии по работе школ, рабочих совещаниях;
- заключение договоров социального партнерства;
- участие в учёбе ветеранского актива практике работы ВНШ;
- наличие положительного опыта работы ВНШ, оформленного текстовым материалом в электронном виде,  презентацией, видеофильмом,сборником;
- наличиебазовыхВНШ  1 уровня для обучения ветеранского актива;
-помощь в работе ВНШ  территориальных и других некоммерческих организаций;
- участие в областных  смотрах, конкурсах, наличие наград и благодарностей;
- освещение работы ВНШ в средствах массовой информации (СМИ).

Критерии эффективности для ВНШ 3 уровня
(отраслевых  ветеранских организаций)

- деятельность в режиме ВНШ не менее 5 лет;
- устойчивая тенденция роста структуры школы и численности обучающихся в ней пенсионеров;
- наличие ВНШ не менее чем в 50% структурных организаций;
- наличие «Школы ветеранского актива» для структурных организаций;
-наличие руководителя школы, органа руководства отраслевой ветеранской школой (совет, комиссия)
- заключение договоров социального партнерства;
- участие в учёбе ветеранского актива практике работы ВНШ;
- наличие положительного опыта работы ВНШ, оформленного текстовым материалом в электронном виде,  презентацией, видеофильмом, сборником;
- наличие  базовых ВНШ по одному из направлений работы для обучения ветеранского актива;
-помощь в работе ВНШ  территориальных  структур отраслевых ветеранских организаций;
- победа  в областных  смотрах, конкурсах, наличие наград и благодарностей;
- освещение работы ВНШ в средствах массовой информации (СМИ).

 

Председатель Совета Иркутской
областной   общественной организации
ветеранов (пенсионеров) войны, труда,
Вооруженных Сил и правоохранительных органов                                                  В.В. Игнатов