Высшие народные школы, Народные университеты. Нормативные документы
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1. Концепция создания системы непрерывного образования пенсионеров Иркутской области в рамках модели Высшей народной школы
2. Положение о Высших народных школах и Народных университетах для пенсионеров Иркутской области
3. Критерии эффективности работы Высших народных школ, необходимые для присвоения звания «Народный университет»
КОНЦЕПЦИЯ
создания системы непрерывного образования пенсионеров Иркутской области
в рамках модели Высшей народной школы
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
(АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ)
В 2010 году состоялись отчетно-выборные собрания в первичных ветеранских организациях, отчетно-выборные конференции в городских, районных,. окружных и областной ветеранских органи-зациях.VI съезд Всероссийской организации. На них были подведены итоги работы за прошедшее пятилетие, определены задачи и рубежи развития на новый срок полномочий, т.е. на ближайшие пять лет.
На предстоящее пятилетие перспективной и значимой представляется идея создания «системы непрерывного образования» для ветеранов и пенсионеров на базе ветеранских организаций области. Наиболее приемлемой моделью реализации этой идеи является модель Высшей народной школы (ВНШ).
Первые народные школы возникли в Европе и России в середине XIX века. В европейских странах народные школы, как формы образования взрослых, развивались постоянно при внимании к ним со стороны государства и гражданского общества. Так, на Европейском саммите, прошедшем в Лис-сабоне в марте 2000 года, были определена официальная политика стран Европейского Союза в отношении образования взрослых. В странах Западной Европы накоплен колоссальный опыт в решении данной задачи. Там работают тысячи государственных, негосударственных и коммерческих образовательных центров, финансируемых государством, в которых обучаются миллионы людей, в том числе и пенсионеров.
В Советском Союзе, а затем и в России, практика работы народных школ была утрачена. Госу-дарсственная система образования ориентирована на обучение, переподготовку и повышение квали-фикации лиц трудоспособного возраста, поскольку это считается социально перспективным и эко-номически выгодным.
Система обучения лиц пенсионного возраста сегодня практически отсутствует и государством не финансируется. Однако отдельные положительные примеры этой работы в России имеются, но они осуществляются без участия государства, а благодаря инициативе неравнодушных, социально ориентированных граждан, которые проводят эту работу на общественных, волонтерских началах.
Начиная с 2005 года в 10 регионах России, в основном на базе высших учебных заведений, начали функционировать Высшие народные школы, основным контингентом обучающихся в которых являются пенсионеры. В Иркутской области третий год ВНШ плодотворно работает на базе Восточно-Сибирской государственной академии образования, в ней ежегодно обучается по 18 образовательным программам более 400 пенсионеров, 80% которых являются пенсионерами,
В России примеров работы ВНШ на базе ветеранских организаций не имеется. Учитывая необходимость и важность создания условий для полноценной жизни людей пенсионного возраста, удовлетворения их образовательных интересов и потребностей, достижения социальной комфорт-ности, а также готовность ректората и руководителей ВНШ академии к сотрудничеству, областной Совет ветеранов считает возможным в течение предстоящего пятилетия создать уникальный опыт системы непрерывного образования пенсионеров в содружестве с территориальными и отра-слевыми Советами ветеранов.
Необходимость создания системы непрерывного образования обусловлена рядом факторов. После выхода на пенсию и прекращения трудовой деятельности у людей меняется социальный статус, их роль в семье и обществе, интересы и потребности. Наблюдается дефицит общения, в то время как образовательные потребности в большинстве случаев не снижаются, а иногда и возрастают, они связаны с востребованностью нереализованных потребностей и интересов человека в силу того, что впериод активной трудовой деятельности у него не было на это времени. Изменившийся социальный статус также диктует необходимость получения новых знаний по воспитанию внуков, приобретению новых знаний по садоводческой и огородной деятельности, ремонту жилья и обустройству участка, сохранению собственного здоровья и другим темам. Возникают у пенсионеров также потребности по приобретению навыков, которыми они ранее не обладали, в том числе по развитию творческих способностей, занятиям физической культурой и спортом. Последнее время у пенсионеров возникают потребности по приобретению основ компьютерной грамотности. Обращения пенсионеров в Советы ветеранов показывают, что многие из них незнакомы со своими правами и льготами, что требует системных правовых знаний.
В некоторых Советах ветеранов не на должном уровне поставлено обучение ветеранского актива. Ветеранские организации сегодня являются самыми массовыми общественными объедине-ниями (в области на учете в них состоит более 450 тысяч человек), что требует качественной подготовки их руководителей.
Ветеранские организации выполняют ряд важнейших функций:
- социальную (защита прав и интересов пенсионеров; улучшение их материального благосостоя-ния, жилищных условий, торгового, бытового, медицинского и других видов обслуживания; помощь лицам, оказавшимсяв трудной жизненной ситуации);
- общественно – политическую (привлечение к активной общественной деятельности, участие в работе исполнительных и законодательных органов государственной власти и местного самоуправления, участие в общественно-политических кампаниях и акциях);
- демографическую (содействие утверждению здорового образа жизни, активного долголетия);
- воспитательную (содействие утверждению высоких нравственных и духовных ценностей, участие в патриотическом воспитании молодежи, сохранение и передача боевых и трудовых традиций народа, воспитание дружбы между народами);
- культурную (содействие культурному росту, организации досуга, развитию творчества);
- коммуникативную (содействие обеспечению потребностей пенсионеров в общении);
-образовательную (в настоящее время данная функция малоразвита, в основном, она представ-лена занятиями пенсионеров в клубах по интересам).
Одна из целей данного проекта - усиление образовательной функции ветеранских организаций. Учитывая, что в обозримом будущем государство не создаст условий для продолжения образова-ния пожилых людей, как это делается в европейских странах, представляется необходимым и возможным реализация проекта создания системы непрерывного образования пенсионеров на базе ветеранских организаций в муниципальных образованиях Иркутской области при организующей и координирующей роли областного Совета ветеранов и научной и методической поддержке Вос-точно-Сибирской государственной академии образования.
Проект социально значимый, социально ориентированный, внепартийный, реализуется на общественных началах при поддержке государственных и муниципальных органов и учреждений. В основе проекта лежат три основополагающих положения – идея создания системы непрерывного образования пенсионеров, модель Высшей народной школы и идея социального партнерства.
Суть идеи создания системы непрерывного образования пенсионеров заключается в целенаправленной, поэтапной и последовательной работе территориальных Советов ветеранов по созданию сети образовательных структур для пенсионеров, функционирующих на общественных началах, на территории муниципальных образований. В течение 3 - 4 лет Советы ветеранов в содру-жестве с депутатами-работниками образования, органами и учреждениями социальной сферы: социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, пенсионного фонда смогли бы каждый год открывать в муниципальных образованиях по несколько образова-тельных структур, увеличивая тем самым число пенсионеров, заинтересованных в пополнении и совершенствовании своих знаний и навыков. С увеличением числа образовательных программ у пенсионеров появится возможность выбора тем и соответственно большая возможность посто-янно (непрерывно) пополнять свои знания и навыки в соответствии с их интересами и запросами.
В настоящее время на базе территориальных Советов ветеранов, первичных ветеранских организаций, учреждений культуры, образовательных учреждений существуют различные клубы, центры, школы. Так, на базе ветеранских организациях области работает более 250 клубов по инте-ресам и творческих объединений, 100 спортивных, физкультурно-оздоровительных секций, групп здоровья.
В городе Иркутске, в ряде городов и районов на базе ряда образовательных учреждений работают группы начальной компьютерной грамотности для пенсионеров. В городах Иркутске, Братске, Усть-Илимске успешно работают «школы активного долголетия». Народные школы работают также на базе Карымской школы Куйтунского района, Белореченска и Тайтурки Усольского района. Есть и другие примеры общественных образовательных структура в других городах и районах области, в них занимаются тысячи пенсионеров. В дальнейшем эти образова-тельные структуры могут быть реструктуризированы, т.е. включены в состав народных школ. Однако сегодня число подобных образовательных структур и число занимающихся в них пенсионеров недостаточно. В связи с этим необходимы дополнительные усилия ветеранских организации по увеличению сети образовательных структур, что создаст в ближайшем будущем реальные предпо-сылки для обеспечения возможности пенсионерам постоянно, непрерывно учиться, получать знания и необходимые навыки.
Модель Высшей народной школыобладает многими достоинствами, и органично вписывается в привычную практику работы ветеранских организаций. Работу ВНШ на общественных началах организуют социально ориентированные, инициативные люди, обладающие богатым жизненным опытом и активной жизненной позицией. Таких людей много в ветеранских организациях области. Цель Высших народных школ - «дать новый жизненный шанс человеку» во многом созвучна задачам ветеранского движения. Главным достоинством модели ВНШ является гибкость во всех аспектах их деятельности.
В отличие от общеобразовательных школ, вузов, средних профессиональных образовательных учреждений, системы повышения квалификации деятельность ВНШ не требует получения лицензии, программы обучения не имеют каких-либо ограничений ни по тематике, ни по количеству учебных часов в течение учебного года. Формы образовательных структур также произвольны, они могут именоваться школами, центрами, курсами, клубами, группами и т.д. Отсутствуют ограничения по составу обучающихся, наряду с ветеранами и пенсионерами занятия могут посещать люди предпен-сионного возраста и более молодые, а также их дети и внуки.
«Педагогическими кадрами» могут быть как сами ветераны, так и привлеченные специалисты из различных сфер, соответствующих профилю обучения. Все эти вопросы решают организаторы ВНШ, опираясь на мнение и предложения обучающихся. Таким образом, для ветеранских организаций ВНШ явится той организационной формой работы, которая объединит в единое целое направления деятельности, обеспечивающие высокую познавательную и общественную активность, творчество, здоровый образ жизни и активное долголетие ветеранов и пенсионеров.
Третьим основополагающим положением проекта является идея «социальногопартнерства». Инициативной, заинтересованной и организующей стороной, безусловно, должны выступать ветеранские организации. Но реального успеха можно добиться лишь в сотрудничестве с органами государственной власти и местного самоуправления, депутатами всех уровней, учреждениями социальной сферы, с которыми многие Советы ветеранов успешно сотрудничают по многим аспектам деятельности, касающихся интересов ветеранов и пенсионеров.
Во взаимоотношениях с администрациями и Думами муниципальных образований Советам ветеранов следует более настойчиво добиваться принятия «Программ поддержки ветеранов и ветеранского движения». В территориях, где подобные программы утверждены и подкреплены финансовой поддержкой (Братск, Ангарск, Иркутский район и др.) уровень внимания к пенсионерам более высок, а содержание работы ветеранских организаций более содержательно и многообразно.
Органы управления и учреждения социальной сферы необходимо ознакомить с идеей Высшей народной школы, обсудить формы сотрудничества, наметить меры по использованию материальной базы и кадрового потенциала для обучения пенсионеров. Идеальным вариантом может стать заключение с ними «договоров социального партнерства», в которых будут отражены совместные обязательства по решению этой и других проблем.
II. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ
НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНСИОНЕРОВ
Эффективность любого вида деятельности зависит от того, насколько он отвечает требованиям системного подхода. Системный подход предполагает для достижения целостности и полноты процесса: определение составных частей (компонентов), обеспечение их взаимосвязи, работу по воссозданию недостающих компонентов системы. Система непрерывного образования по модели ВНШ включает в себя следующие компоненты:
- цели ВНШ:
- сеть ВНШ;
- образовательные программы;
- система управления.
Цели Высших народных школ:
Главная цель: « Дать новый шанс в жизни людям пенсионного возраста»
Основные цели:
- адаптация пенсионеров к жизни с учетом возрастных особенностей и изменившихся социального статуса и социальной роли;
- формирование активной жизненной позиции, общественной активности, здорового образа жизни, позитивного социального и психологического настроя, улучшение качества жизни пенсионеров;
- удовлетворение образовательных, культурных, творческих и иных потребностей и интересов, новых жизненных навыков;
- создание благоприятных условий для общения пенсионеров.
Сеть Высших народных школ трехуровневая:
1) ВНШ первичных ветеранских организаций (ПВО). Они создаются Советами ветеранов этих организаций (а они, как известно, являются основой ветеранского движения). Условиями их созда-ния являются: желание пенсионеров обучаться в той или иной форме, готовность Совета ветеранов проводить эту работу, наличие условий для проведения занятий и организаторов. Представляется наиболее важным создание ВНШ на базе ПВО по месту жительства в сельских поселениях. Руководителями ВНШ этого уровня являются Советы ветеранов первичных ветеранских организаций.
2) ВНШ городских, районных, окружных ветеранских организаций. Они представляют собой совокупность ВНШ первичных ветеранских организаций, образовательных структур, работающих при городских и районных Советах ветеранов, а также ВНШ и образовательных структур, работающих с пенсионерами при домах и дворцах культуры, образовательных и других учреждениях социальной сферы без участия ветеранских организаций (при условии их согласия вхождения в состав городских, районных ВНШ). Руководителями ВНШ этого уровня являются городские, районные, окружные или отраслевые Советы ветеранов
3) ВНШ областной ветеранской организации. Включает ВНШ городских, районных, окружных, областных отраслевых ветеранских организаций, образовательных структур областного Совета ветеранов. Руководителями ВНШ этого уровня на паритетных началах являются Областной Совет ветеранов (ОСВ) и Восточно-Сибирская государственная Академия образования (ВСГАО), при этом за ОСВ закрепляется организационная функция, за ВСГАО - научно-методическая.
Высшие народные школы могут существовать в различных формах: в виде школ, центров, кружков, семинаров, клубов по интересам, лекториев, творческих групп и коллективов, групп здоровья, секций и других организационных форм. Слушателями школы являются, в основном, пенсионеры, но при желании участниками этого проекта могут быть и люди более молодого возраста.
Образовательная программа ВНШ. Образовательная программа -это целостный документ, который, который позволяет подчинить входящие в него основные и дополнительные образова-тельные программы, учебную и другие виды образовательной деятельности достижению стратеги-ческой цели – раскрытию и развитию с их помощью человеческого потенциала каждого слушателя школы и направленного на формирование компетентностей, которые представляются наиболее актуальными и значимыми для слушателей школы на данном этапе жизни.
Образовательная программа включают в себя:
1) учебные планы и учебные программы;
2) способы деятельности и формы её организации;
3) ресурсное обеспечение;
4) управление образовательной деятельностью.
Тематика изучаемых вопросовформируется из интересов и потребностей пенсионеров и не имеет каких-либо ограничений. Это могут быть гуманитарные и познавательные темы (история, политика, общество, педагогика и психология, культура, флора и фауна, экология, космос и т.д.); темы связанные со здоровьем и долголетием (профилактика и лечение заболеваний, медикамен-тозные и нетрадиционные методы лечения, физкультурно-оздоровительные методики); правовые (законодательство РФ и Иркутской области о ветеранах и пенсионерах); изучение иностранных языков; основы компьютерной грамотности; садоводство, огородничество, цветоводство, ландшафт-ный дизайн; народные ремесла, рукоделие, кулинария; художественное народное творчество и др. Рационально включать в содержание ВНШ обучение организаторов ветеранского движения в форме школ ветеранского актива.Образовательные программы могут рассчитываться на год, два, три или больше в зависимости от сложности и объемности изучаемых тем для конкретного контингента обучающихся. Образовательные программы могут существовать достаточно длитель-ное время, меняться будет лишь контингент обучающихся.
Учебные планы и учебные программы.
Учебные планы и учебные программы конкретизируют образовательные программы по перечню изучаемых тем, количеству часов, отведенных на усвоение той или иной темы. Порядок рассмот-рения, либо утверждения учебных планов и учебных программ определяют Советы ветеранов и организаторы ВНШ.
Формы учебной деятельностимогут быть разнообразными: лекции, беседы, семинары, занятия, практические занятия, заседания клуба, творческие встречи, репетиции, тренинги и другие.
Ресурсы
1) кадровые ресурсы. Прежде всего, это представители Совета ветеранов и ветеранского актива, которые будут непосредственно заниматься вопросами организации работы ВНШ: расши-рением сети школ в первичных ветеранских организациях, оказанием им всесторонней помощи, обучением актива, обобщением, пропагандой и распространением опыта, сбором информации, методической поддержкой, выработкой рекомендаций и др. вопросов.
Непосредственными преподавателями образовательного процесса могут выступать пригла-шённые лекторы, депутаты, работники органов местного самоуправления, работники учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, пенсионного фонда и др.
Важно привлечь к этой работе бывших руководителей и работников отделов образования, руководителей образовательных учреждений и просто активных и талантливых педагогов, которые более профес-сионально помогут ветеранским организациям организовать образовательный про-цесс. Важно наладить взаимодействие с депутатами всех уровней, и прежде всего, с депутатами, работающими в системе образования. В области более 1300 депутатов являются работниками образования, из них более 50 человек являются депутатами городского и районного звена.
2) имущественные ресурсы. Такими ресурсами могут быть (по договорённости) учебные аудитории школ, помещения клубов, библиотек, спортивных школ и др. социальных объектов, а также представленные ими технические и другие материальные средства обучения, компьютерные классы, спортивные залы и др.
3) информационные ресурсы. Информационными ресурсами выступают (по договорённости) средства массовой информации (радио, телевидение, газеты, журналы), Интернет и др.
4) финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы формируются из добровольных пожерт-вований юридических и физических лиц, а также могут быть пополнены из средств областного бюд-жета, выделенных в рамках реализации областного закона «О государственной поддержке соци-ально ориентированных некоммерческих организаций» (при его принятии), а также муниципальных программ поддержки ветеранского движения.
Учебный год
Системность обучения в Высших народных школах реализуется в рамках не календарного, а учебного года. Целесообразно считать учебный год с октября по май (включительно). Именно этот период является наиболее интенсивным в работе Советов ветеранов. Периодичность проведения занятий, количество учебных часов, затрачиваемых на обучение в течение учебного года определяются организаторами ВНШ по согласованию с обучающимися. По завершению учебного года или образовательной программы обучающимся в ВНШ (слушателям, участникам, членам клубов и т.д.) могут быть выданы удостоверения, свидетельства, сертификаты или иные документы, формы которых утвердят организаторы и руководители ВНШ второго уровня (т.е. городского , районного или окружного звена).
Управление проектом и его и научно-методическое сопровождение.
Управление проектом осуществляют областной Совет ветеранов и территориальные Советы ветеранов, а также первичные ветеранские организации при поддержке органов местного самоупра-вления. Научно - методическое сопровождение проекта обеспечивает ВСГАО (кафедра социальной педагогики и психологии).
Предполагается ежегодное подведение итогов работы ВНШ всех уровней, изучение, обобщение и распространение положительного опыта, выработка методических рекомендаций, проведение семинаров, научно - методических конференций, круглых столов по проблемам ВНШ.
Первоочередные меры по внедрению проекта:
- рассмотрение концепции на заседании Президиума областного Совета ветеранов;
- доработка концепции с учетом замечаний и предложений, высказанных на заседании президи-ума областного Совета ветеранов;
- доведение концепции до территориальных Советов ветеранов;
- знакомство с концепцией руководителей Министерств: образования, здравоохранения, культуры, по физической культуре и молодежной политике, отраслевых Советов ветеранов работ-ников образования, здравоохранения, культуры; обсуждение с ними вопросов совместной деятель-ности по реализации данной концепции;
- проведение семинара с председателями ТСВ и потенциальными руководителями ВНШ;
- разработка положения о ВНШ;
- организационная работа в территориальных Советах по проектированию структуры ВНШ, под-бору кадров, принятию решений Президиумов СВ;
- начало учебного года (октябрь 2011 г.).
Создание ВНШ в городах и районах базируется на принципе добровольности и осуществляется по мере готовности. В дальнейшем концепция может корректироваться, детализироваться по мере накопления опыта.
Концепцию подготовили:
Лавыгин Анатолий Егорович - заместитель председателя Иркутского областного Совета ветера-нов войны, трруда, Вооруженных Сил ии правоохранительных органов, кандидат исторических наук
Гордина Ольга Васильевна - руководитель Высгей народной шкрлы Восточно-Сибирской академии образования, кандидат педагогических наук, доцент
Терентьева Галина Николаевна – начальник отдела по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований аппарата Законодательного Собрания Иркутской области, кандидат педагогических наук, доцент
ПОЛОЖЕНИЕ
о Высших народных школах и Народных университетах
для пенсионеров Иркутской области
Утверждено Президиумом
областного Совета ветеранов
войны, труда, Вооруженных Сил
и правоохранительных органов
«31» марта 2015 г.
1. Общие положения
Данное положение утверждается Президиумом областного Совета ветеранов в соответствии с «концепцией создания системы непрерывного образования пенсионеров Иркутской области в рамках модели Высшей народной школы», утвержденной в январе 2011 года, опытом, накопленном областной ветеранской организацией в 2011-2014 гг. по реализации концепции, зарубежным и российским опытом функционирования Высших народных школ и народных университетов.
Высшие народные школы (ВНШ) и народные университеты (НУ) являются комплексными эффективными средствами формирования гражданского общества, организации образования взрослых, повышения качества жизни людей пожилого возраста. Народные университеты в Иркутской области являются более высокой организационной формой образования пенсионеров, данный статус присваивается ВНШ территориальных и отраслевых ветеранских организаций в соответствии с разделом 9 настоящего Положения. Создание и развитие сети Высших народных школ и народных университетов до необходимых и достаточных параметров - это крупномасштабный проект Иркут-ской областной ветеранской организации, целью которого является создание системы непрерывного образования пенсионеров.
Сеть ВНШ формируется на базе ветеранских организаций, учреждений и организаций социальной сферы, других заинтересованных ведомств, инициатив- ной стороной являются Советы ветеранов.
Содержанием, тематикой работы школ являются многообразные вопросы, вызывающие интерес у пенсионеров, и способствующие всестороннему развитию личности. Организация работы ВНШ учитывает преимущества неформального образования, гибкость во всех аспектах деятельности, волонтерские начала в работе организаторов, добровольность обучения и бесплатность занятий для обучающихся.
Работа ВНШ предполагает самостоятельность, инициативу и творческий подход Советов ветеранов и их социальных партнеров, опора на российский и зарубежный опыт по данному направлению деятельности.
Ветеранские организации области, организуя деятельность Высших народных школ и народных университетов, могут руководствоваться настоящим положением, либо взяв его за основу, вносить в него дополнения и изменения, либо разрабатывать собственные, сохраняя основные идеи данного документа.
2. Система непрерывного образования пенсионеров
Непрерывное образование, эффективная работа Высших народных школ, зависит от того, насколько оно отвечает требованиям системного подхода. Системный подход предполагает для достижения целостности и полноты процесса: определение составных частей (компонентов), обеспечение их взаимосвязи, работу по воссозданию недостающих компонентов системы.
Система непрерывного образования пенсионеров в Высших народных школах включает в себя следующие компоненты (составные части):
- Цели, задачи, основополагающие идеи;
- Сеть, структура Высших народных школ;
- Образовательный процесс;
- Организаторов образовательной деятельности и обучающихся;
- Ресурсное обеспечение;
- Руководство (управление) школами и университетами, научно-методическое сопровождение, информаци- онное обеспечение;
- Народные университеты.
Компоненты системы включают в свою очередь подсистемы, детализирующие содержание составных частей.
3. Цели, задачи, основополагающие идеи
Целями Высших народных школ являются:
- повышение качество жизни людей пожилого возраста;
- создание системы непрерывного образования пенсионеров.
Задачи Высших народных школ:
- удовлетворение индивидуальных потребностей по повышению интеллектуаль- ного, общекультурного и образовательного уровня пенсионеров;
- развитие творческой, общественной, познавательной активности;
- преодоление одиночества, реализация возможности общения;
- укрепление здоровья и социального оптимизма, содействие активному долголетию;
- совершенствование обучения ветеранского актива, в том числе по практике работы Высших народных школ.
Основополагающие идеи:
- использование модели Высшей народной школы, её главного достоинства - гибкости по формам образовательных структур, образовательных программ, проведения занятий, составу обучающихся, периодичности проведения занятий;
- «социальное партнерство», сотрудничество с органами государственной власти и местного самоуправления, органами, учреждениями и организациями социальной сферы и других заинтересованных ведомств по организации работы с ветеранами и пенсионерами, в том числе по развитию сети Высших народных школ на основе «договоров социального партнерства»;
- создание системы непрерывного образования – целенаправленная и поэтапно - последовательная деятельность Советов ветеранов по развитию сети ВНШ до достаточных размеров, способных удовлетворить разнообразные образовательные потребности пенсионеров в течение текущего учебного года и последующих лет, иметь возможность выбора изучаемых тем и постоянного (непрерывного) пополнения своих знаний и навыков в соответствии с их интересами и запросами.
4. Сеть, структура Высших народных школ
Сеть Высших народных школ четырехуровневая:
- ВНШ первичных ветеранских организаций (ПВО) и учреждений социальной сферы. Они создаются Советами ветеранов этих организаций, а также органами и учреждениями социальной сферы и других заинтересованных ведомств. Условиями их создания являются: желание пенсионеров обу-чаться в той или иной форме, готовность Совета ветеранов и учреждений социальной сферы про-водить эту работу, наличие условий для проведения занятий и организаторов. Вхождение ВНШ учре-ждений социальной сферы осуществляется на основе устной или письменной договоренности с Советом ветеранов. В составе ВНШ этого уровня могут работать одна или несколько обра-зовательных структур(ветеранских объединений);
- ВНШ городских, районных, окружных ветеранских организаций. Они представляют собой совокуп-ность ВНШ первичных ветеранских организаций, образовательных структур, работающих при горрай-советах ветеранов, в том числе и «Школы ветеранского актива», а также ВНШ и образовательные структуры, работающие с пенсионерами при домах и дворцах культуры, библиотеках, физкультурных, спортивных, образовательных, лечебно-профилактических, социаль-ной защиты и других органи-зациях и учреждениях социальной сферы и других ведомств (при условии их согласия вхождения в состав городских, районных ВНШ) При Советах ветеранов создаются советы по ВНШ, методические советы или другие координирующие органы. При ВНШ этого уровня могут создаваться отделения или факультеты по основным направлениям работающих образовательных программ;
- ВНШ областных отраслевых ветеранских организаций и других социально ориентированных орга-низаций, не входящих в состав областной ветеранской организации. Вхождение ВНШ этой группы организаций и учреждений осуществляется на основе устной или письменной договоренности с областным Советом ветеранов;
- ВНШ областной ветеранской организации включает ВНШ городских, районных, окружных, област-ных отраслевых ветеранских организаций, обра- зовательных структур областного Совета ветеранов, а также образовательных структур областных социальных учреждений, других социально ориенти-рованных организаций, не входящих в состав областной ветеранской организации, работающих с пенсионерами и давших согласие на вхождение в состав областной ВНШ.
В структуру Высших народных школ входят ветеранские объединения (образовательные структуры), которые существуют в самых разнообразных формах: в виде школ, центров, кружков, семинаров, творческих объединений, клубов по интересам, коллективов самодеятельного художественного творчества, лекториев, творческих групп и коллективов, групп здоровья, секций и других организа-ционных форм, которые советы ветеранов и сами пенсионеры сочтут приемлемыми. Образо-вательные структуры предназначены в основном для работы с ветеранами и пенсионерами, однако, учитывая воспитательную функцию ветеранских организации по патриотическому воспитанию, они могут включать людей разного возраста. По решению Советов ветеранов в систему ВНШ могут включены патриотические клубы, школы мужества, поисковые отряды, краеведческие кружки и сек-ции для молодежи, в руководстве и работе которых принимают участие люди старшего поколения.
5. Образовательный процесс
Учебный год. Системность обучения в Высших народных школах реализуется в рамках не календарного, а учебного года. Учебный год проходит с октября по май (включительно). Периодичность проведения занятий, количество учебных часов, затрачиваемых на обучение в течение учебного года определяются организаторами ВНШ по согласованию с обучающимися.
Образовательные программы (тематика изучаемых вопросов) формируется из интересов и потребностей пенсионеров и не имеет каких-либо ограничений. Это: гуманитарные и познавательные темы (история, политика, общество, педагогика и психология, культура, флора и фауна, экология, космос и т.д.); темы связанные со здоровьем и долголетием (профилактика и лечение заболеваний, медикаментозные и нетрадиционные методы лечения, физкультурно-оздоровительные методики); правовые (законодательство РФ и Иркутской области о ветеранах и пенсионерах); изучение иностранных языков; основы компьютерной грамотности; садоводство, огород-ничество, цветоводство, ландшафтный дизайн; народные ремесла, рукоделие бисероплете- ние, кулинария; художественное народное творчество; содержание и практика работы ветеранских организаций и Высших народных школ. Приведенная тематика образовательных программ не ограни-чивается обозначенными выше темами, а может быть значительно расширена. Образовательные программы могут рассчитываться на один год, два, три или большее количество лет в зависимости от сложности и объемности изучаемых тем для конкретного контингента обучающихся. Образова-тельные программы могут существовать достаточно длительное время, меняться будет лишь контингент обучающихся.
Учебные планы и программы. Они конкретизируют образовательные программы по перечню изучаемых тем, количеству часов, отведенных на усвоение той или иной темы. Если образова-тельная программа реализуется более одного года, то полный перечень изучаемых тем с указанием часов, затраченных на их изучение, именуется учебной программой, перечень тем с указанием часов в течение учебного года именуется учебным планом. Порядок рассмотрения, либо утверждения учебных планов и программ определяют Советы ветеранов и организаторы ВНШ.
Формы учебной деятельности могут быть разнообразными: лекции, беседы, семинары, занятия, практические занятия, заседания клуба, творческие встречи, репетиции, тренинги и другие. В обра-зовательных программах, связанных с получением знаний, преимущественно должны присутство-вать лекционно-семинарские формы. В образовательных программах, целью которых является при-обретение навыков, главенствующей формой учебной деятельности являются практические занятия.
6. Организаторы образовательной деятельности и обучающиеся
Организаторы образовательной деятельности делятся на две категории.
К первой категории относятся ветеранский актив, представители органов и учреждений социальной сферы, и других ведомств которые непосредственно занимаются вопросами работы ВНШ: расширение сети школ в первичных ветеранских и других организациях, оказание им всесто-ронней помощи, обучение актива, обобщение, пропаганда и распространение опыта работы, сбор информации, методическая поддержка, выработка рекомендаций и других аспектов деятельности народных школ, а также члены советов, иных руководящих и методических органов ВНШ.
Ко второй категории относятся руководители образовательного процесса - руководители образовательных структур, преподаватели, лекторы и т.д. Ими могут быть сами пенсионеры и привлеченные из других организаций люди.
Обучающиеся, (слушатели, члены образовательных структур, участники)
Обучающиеся имеют право:
- участвовать на безвозмездной основе в любой образовательной программе и образовательной структуре;
- вносить организаторам замечания и предложения по тематике и организации обучения;
- участвовать в работе органов ВНШ и преподавательской деятельности;
- привлекать новых членов и популяризовать идеи ВНШ;
- принимать участие в работе ВНШ;
-оказывать организаторам посильную помощь в организации образовательного процесса.
Организаторы и обучающиеся вправе именоваться другими названиями по своему усмотрению. Обучающимися в большинстве являются ветераны и пенси- онеры, хотя в составе образовательных структур могут быть люди разных возрастов.
По завершению учебного года или образовательной программы обучающимся в ВНШ могут быть выданы удостоверения, свидетельства, сертификаты или иные документы, формы которых утвердят организаторы и руководители ВНШ первого и второго уровня.
7. Ресурсное обеспечение
Имущественные ресурсы. Ими могут быть (по договорённости) учебные классы школ, аудитории колледжей, помещения клубов, библиотек, спортивных залов, компьютерных классов и других объек- тов социальной сферы и других организаций, а также представленные ими технические и другие материальные средства обучения и занятий.
Информационные ресурсы. Таковыми ресурсами выступают (по догово- рённости) средства массовой информации (радио, телевидение, газеты, журналы), Интернет, также газеты, бюллетени, информационные материалы собственного производства.
Финансовые ресурсы. Формируются из средств субсидий областного бюджета, выделяемых в рамках реализации областного закона «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций», областных долгосрочных целевых программ, а также муниципальных программ поддержки ветеранского движения, из добровольных пожертвований юридических и физических лиц и других источников.
8.Управление (руководство) школами и университетами, научно-методическое сопровождение, информационное обеспечение
Управление школами первого уровня осуществляют советы ветеранов первичных ветеранских организаций и уполномоченные руководителями учреждений социальной сферы лица или органы. При необходимости при школах этого уровня могут создаваться Советы самоуправления и попечи-тельские Советы.
Руководство школами территориального отраслевого звена осуществляют соответствующие Советы ветеранов, постоянно действующие комиссии, советы по ВНШ или другие координирующие органы, руководители отделений и факультетов, методические советы.
Руководителями ВНШ областного уровня являются Президиум областного Совета ветеранов (ОСВ), заместитель председателя ОСВ, постоянно действующая комиссия по образованию ОСВ.
Методическую работу в территориальных и отраслевых ветеранских органи-зациях осуществляют методические советы, органы координирующие работу ВНШ, постоянно действующие комиссии Советов.
Научно–методическое сопровождение в масштабе области обеспечивают научно-методический совет ОСВ, постоянно действующие комиссии ОСВ, связанные с тематикой ВНШ, кафедра социаль- ной педагогики и психологии Педагогического института Иркутского государственного университета.
Организаторы образовательной деятельности проводят изучение, обобщение и распростра- нение положительного опыта, выработку методических рекомендаций, проведение семинаров, научно-методических конференций, круглых столов по проблемам ВНШ, подготовку и распростра- нение бюллетеней, печатных материалов и сборников, видеопрезентаций и видеофильмов, DVD–сборников, освещение тематики ВНШ в СМИ (газеты, радио, телевидение).
Информационное обеспечение ВНШ первого уровня предполагает наличие в них списков образовательных структур, списков обучающихся, учебных планов и программ, статистической информации в динамике.
В территориальных и отраслевых Советах ветеранов предпочтительно иметь списки ВНШ первого уровня с указанием их руководителей и числа занятых пенсионеров, списков образова-тельных структур (ветеранских объединений) по отделениям с указанием их руководителей и числа занятых пенсионеров, стати-стической информации в динамике, учебные планы «Школ ветеранского актива».
В областном Совете ветеранов в информационную базу входят списки ВНШ территориальных и отраслевых Советах ветеранов, статистическая информация в динамике, учебные планы «Област- ной школы ветеранского актива», материалы образовательных структур ВНШ областного Совета ветеранов, библиотеку материалов по опыту работы ВНШ области. Статистические данные по сети и структуре ВНШ территориальные и отраслевые Советы представляют в областной Совет 2 раза в году – на начало и конец учебного года.
9. Народные университеты
Народные университеты в Иркутской области являются более высокой организационной формой образования, наиболее приближающийся к реализации идеи непрерывного образования пенсионе- ров. Данный статус на основе заявки присваивается наиболее успешным ВНШ территориальных и отраслевых ветеранских организаций Президиумом областного Совета ветеранов на основе утвер- жденных им критериев эффективности. Народным университетам выдается свидетельство, отделе- ния преобразуются в факультеты, руководители ВНШ второго и третьего уровней переимено- вываются в ректоров, остальные наименования системы и организационный механизм остаются прежними, обусловленными настоящим положением.
Народные университеты являются базовыми по одному из направлений работы. При возмож-ности, областной Совет ветеранов предусматривает дополнительное стимулирование и поощрение народных университетов.
Народные университеты наиболее полно используют опыт работы «Народных университетов», «Университетов третьего возраста», «Университетов сеньоров» региональных организаций общест- ва «Знание» субъектов Российской Федерации.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Совета Иркутской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов
«Об утверждении критериев эффективности работы Высших народных школ, необходимых для присвоения звания «Народный университет»
от 26 декабря 2016 г
В соответствии с «Положением о Высших народных школах и народных университетах для пенсионеров Иркутской области», утверждённым Президиумом Совета Иркутской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохрани-тельных органов15 марта 2015 г. Президиум Совета Иркутской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Критерии эффективности работы Высших народных школ, необходимых для присвоения звания «Народный университет» утвердить (прилагаются)
2. Установить, что присвоение звания «Народный университет» будет осуществляться, как правило один раз в год в четвёртом квартале, по представлению (заявке) территориальных и отраслевых Советов ветеранов, а также по итогам областных смотров – конкурсов, оргкомитетом по проведению конкурса или комиссией по образованию пенсионеров Совета Иркутской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.
3. Решение о присвоения звания принимает Президиум Совета Иркутской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и право-охранительных органов. Высшим народным школам, которым присвоено звание «Народный универ-ситет» выдаётся соответствующее свидетельство.
4. Комиссии по образованию пенсионеров Совета Иркутской областной общественной органи-зации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов (руководитель Головченко Г.Е.) довести данное постановление до территориальных и отраслевых Советов ветеранов в январе 2017 г.
Председатель Совета Иркутской
областной общественной организации
ветеранов (пенсионеров) войны, труда,
Вооруженных Сил и правоохранительных органов В.В. Игнатов
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
работы Высших народных школ(ВНШ), необходимых для присвоения звания
«НАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Народные университеты в Иркутской области являются более высокой организационной формой образования, наиболее приближающейся к реализации идеи непрерывного образования пенсионеров. Данный статус на основе заявки или по итогам областных смотров – конкурсов присваивается наиболее успешным ВНШ 1, 2 и 3 уровней (первичных ветеранских организаций (ПВО) и учреждений социальной сферы, территориальных и отраслевых ветеранских организаций) Президиумом областного Совета ветеранов на основе утвержденных критериев эффективности. Народным университетам выдается свидетельство, их отделения могут преобразовываться в факультеты, а руководители ВНШ 2 и 3 уровня могут утверждаться ректорами.Остальные наименования системы и организационный механизм остаются прежними, соответствующим настоящему положению. Народные университеты являются базовыми для обучения ветеранского актива по одному из направлений работы.
Критерии эффективности для ВНШ ПЕРВОГО уровня
Работающих на базе первичных ветеранских организаций (ПВО):
- деятельность в режиме ВНШ не менее 5 лет;
- наличие не менее 3 ветеранских объединений (образовательных структур);
- устойчивая тенденция роста структуры школы и численности обучающихся в ней пенсионеров;
- обучение в школе не менее 20-25% пенсионеров, стоящих на учете в ПВО;
- не менее 50% руководителей образовательных структур, преподавателей, лекторов должны быть из данной ПВО;
- наличие положительного опыта работы ВНШ, оформленного текстовым материалом в электронном виде, презентацией, видеофильмом;
- наличие базового направления работы для обучения ветеранского актива в городской, районной ВНШ;
- победа в областных и территориальных смотрах-конкурсах, наличие наград и благодарностей;
- освещение работы ВНШ в средствах массовой информации (СМИ);
- более высоко оцениваются те ВНШ, в которых обучаются представители других ПВО.
Работающих на базе учреждений социальной сферы:
- деятельность в режиме ВНШ не менее 5 лет;
- наличие не менее 3 образовательных структур;
- устойчивая тенденция роста структуры школы и численности обучающихся в ней пенсионеров;
- обучение в школе не менее 100 пенсионеров.;
- финансирование за счёт бюджета учреждения или регионального органа управления соответству- ющей социальной сферы;
- не менее 50% руководителей образовательных структур, преподавателей, лекторов должны быть из данного учреждения социальной сферы;
- наличие положительного опыта работы ВНШ, оформленного текстовым материалом в электронном виде, презентацией, видеофильмом;
- наличие базового направления работы для обучения ветеранского и другого актива вгородской, районной ВНШ;
- победа в областных и территориальных смотрах-конкурсах, наличие наград и благодарностей;
- освещение работы ВНШ в средствах массовой информации (СМИ)
Критерии эффективности для ВНШ ВТОРОГО уровня
(городских, районных, окружных ветеранских организаций)
- деятельность в режиме ВНШ не менее 5 лет;
- устойчивая тенденция роста структуры школы и численности обучающихся в ней пенсионеров;
- наличие ВНШ не менее чем в 50% первичных ветеранских организаций, в учреждениях социальной сферы;
- наличие «Школы ветеранского актива» в составе территориальных ВНШ;
- наличие ВНШ непосредственно при территориальном Совете ветеранов;
-наличие руководителя школы, органа руководства территориальной школой (совет, комиссия);
-подготовка вопросов для рассмотрения деятельности ВНШ на пленумах, заседаниях Президиума, совета или комиссии по работе школ, рабочих совещаниях;
- заключение договоров социального партнерства;
- участие в учёбе ветеранского актива практике работы ВНШ;
- наличие положительного опыта работы ВНШ, оформленного текстовым материалом в электронном виде, презентацией, видеофильмом,сборником;
- наличиебазовыхВНШ 1 уровня для обучения ветеранского актива;
-помощь в работе ВНШ территориальных и других некоммерческих организаций;
- участие в областных смотрах, конкурсах, наличие наград и благодарностей;
- освещение работы ВНШ в средствах массовой информации (СМИ).
Критерии эффективности для ВНШ ТРЕТЬЕГО уровня
(отраслевых ветеранских организаций)
- деятельность в режиме ВНШ не менее 5 лет;
- устойчивая тенденция роста структуры школы и численности обучающихся в ней пенсионеров;
- наличие ВНШ не менее чем в 50% структурных организаций;
- наличие «Школы ветеранского актива» для структурных организаций;
-наличие руководителя школы, органа руководства отраслевой ветеранской школой (совет, комиссия)
- заключение договоров социального партнерства;
- участие в учёбе ветеранского актива практике работы ВНШ;
- наличие положительного опыта работы ВНШ, оформленного текстовым материалом в электронном виде, презентацией, видеофильмом, сборником;
- наличие базовых ВНШ по одному из направлений работы для обучения ветеранского актива;
-помощь в работе ВНШ территориальных структур отраслевых ветеранских организаций;
- победа в областных смотрах, конкурсах, наличие наград и благодарностей;
- освещение работы ВНШ в средствах массовой информации (СМИ).
Председатель Совета Иркутской
областной общественной организации
ветеранов (пенсионеров) войны, труда,
Вооруженных Сил и правоохранительных органов В.В. Игнатов